ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
"НОВОРОССИЙСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"
Если вы спросите у ребенка «Ну как дела в школе?», то скорее всего получите ответ: «Нормально». А если вы действительно хотите узнать, как прошел его день, то помогите своему ребенку: задайте такой вопрос, на которые можно будет ответить подробно.
- Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? Что худшее из того, что произошло с тобой сегодня в школе?
- Расскажи мне что-нибудь смешное, над чем ты сегодня посмеялся?
- Если бы ты мог выбрать, с кем бы ты хотел сидеть в классе? А с кем бы точно не хотел сидеть? Почему?
- Расскажи мне о самом классном месте в школе.
- Какое самое странное слово, которое ты услышал сегодня? Или может быть тебе сказали сегодня что-то странное?
- Если бы мы пригласили сегодня твоего учителя к нам в гости, что бы он мне рассказал о тебе, как думаешь?
- Кому ты сегодня помог?
- Может, кто-то тебе сегодня помог?
- Расскажи мне, что нового ты узнал сегодня?
- Был ли момент, когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня?
- Было ли тебе сегодня очень скучно?
- Если бы инопланетяне прилетели в ваш класс и забрали кого-то из учеников, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?
- С кем бы ты хотел поиграть на перемене из тех, с кем ты еще никогда не играл?
- Расскажи мне о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.
- Какое слово учитель чаще всего сегодня повторял?
- О чём бы ты еще больше хотел узнать в школе?
- Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе?
- С кем бы ты в своем классе мог вести себя лучше?
- Где ты чаще всего играешь на переменах?
- Кто самый смешной ученик в вашем классе? Почему он такой смешной?
- Тебе понравился сегодняшний обед? Что больше всего понравилось?
- Если бы завтра ты стал учителем, что бы ты сделал?
- Как ты думаешь, может, кому-то из вашего класса лучше уйти из школы?
- Если бы ты мог поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? Почему?
- Расскажи мне о трех различных случаях, когда ты использовал карандаш сегодня в школе.
- Знакомиться и налаживать контакты со сверстниками.
- Хвалить других.
- Предлагать свою помощь.
- Просить о помощи, когда она нужна.
- Уважать свое и чужое личное пространство, соблюдать границы.
- Признавать свои ошибки.
- Уметь честно побеждать.
- Проигрывать с достоинством.
- Спрашивать разрешения.
- С честью принимать критику.
- Критиковать, не унижая другого.
- Выбирать подходящий ситуации тон и интонацию.
- Уметь просить прощения.
- Уметь прощать.
- Не перебивать.
- Быть хорошим другом.
- Уметь сотрудничать.
- Быть доброжелательным.
- Вежливо обращаться к людям разного возраста.
- Нести ответственность за поручения.
- Быть терпеливым.
- Ясно выражать свои мысли.
- Быть толерантным (принимать наши отличия друг от друга).
- Уметь слушать собеседника и проявлять заинтересованность.
- Достойно выходить из конфликтных ситуаций.
- Бережно относиться к своим и чужим вещам.
- Уметь договариваться.
- Уметь вежливо отказывать.
- С достоинством принимать отказ.
- Сопротивляться давлению с чьей-либо стороны.
- Помнить про визуальный контакт: не "прожигать" взглядом, но и не избегать смотреть собеседнику в глаза.
- Уважать чужое мнение.
- Уметь идти на компромисс.
- Соблюдать этикет.
- Думать прежде чем говорить.
- Понимать свои и чужие чувства.
- Быть гибким.
- Уметь обращаться с собственным гневом.
- Чтить традиции и культуру.
- Заступаться и защищать тех, кто слабее.
- Уметь поддерживать беседу.
- Осознавать последствия своих поступков.
- Проявлять эмпатию.
- Соблюдать правила.
- Поддерживать чистоту и порядок.
- Проявлять инициативу.
- Уметь выражать свое мнение.
- Ждать своей очереди.
- Выражать благодарность.
- Уметь заявлять о своих потребностях.
- Понимать язык тела и невербальные сигналы.
- Общение нужно строить на равных, как с лучшим другом. Позиция родитель – ребенок уже неэффективна.
- Старайтесь вести себя корректно: не возмущаться и обижаться, а стать особенно влиятельными и тактичными. На фоне бурной физической и гормональной перестройки подросток становится растерянным, подавленным и раздражительным, агрессивным или веселым и это не его вина, что это происходит.
- Будьте искренне заинтересованы общением с ним. Говорите с подростком как с умным человеком, мнение которого вам важно. Говорите с ним серьезно – если он серьезен; шутливо – если он нашел над чем шутить, философски – если он философствует. Сквернословие, агрессивные тенденции, лишнюю раскрепощенность и вульгарность стоит пресекать.
- Не обижайтесь на невнимание и вечную занятость подростка.
- Не расспрашивайте ни о чем с пристрастием, раздражительностью и осуждением, особенно когда чувствуете ответное напряжение и отпор. Подождите пока эмоции успокоятся.
- Делитесь с подростком своими планами или своим состоянием.
- Спрашивайте его, как он себя чувствует, не только тогда, когда он заболевает. В организме подростка многие процессы происходят впервые, поговорите с ним и узнайте, что его волнует.
- Сутулость, невнятная речь, неопрятность в одежде – это не повод для постоянной критики, лучше придумайте комплекс мер, чтобы это исправить и начните делать вместе. Все лучшее должно демонстрироваться личным примером. Со временем это войдет в привычку и подросток сам будет следить за собой.
- Хвалите чаще, но конструктивно: за мелочи, за намерения, за решения – поддерживайте его.
- Не удивляйтесь неожиданным интересам. Если они не слишком материально затратны, не противоречат генеральной линии вашего воспитания, не несут за собой рисков и травм, поддержите их и проявите искренний интерес.
- Избегайте криков, истерик и оскорблений.
- Искренне интересуйтесь проблемами волнующими подростка в тот или иной момент его жизнедеятельности.
- Я нашла джинсы в шкафу своего 12-летнего сына; знаю, что они не принадлежат ему. Уверена, что он украл их в магазине. У него есть все, что он хочет. Зачем ему красть? Не хочется думать, что у него задатки клептомана*. Что же мне делать?
- Карен, мать двоих детей.
* Клептомания— патологическое импульсивно возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения. — Прим. ред.
Коротко о главном.
Реакция родителей на воровство детей может быть либо деструктивной, либо продуктивной, когда они помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо. Лучшая реакция — та, которая не только помогает ребенку осознать ваши надежды на честность, но и понять, почему это так важно.
Одна из ситуаций, которая гарантированно потрясет даже самых спокойных родителей, — это когда обнаруживается, что ребенок что-то украл. Будьте уверены, что воровство гораздо больше распространено, чем можно себе представить, особенно среди младших детей с еще не сформированными представлениями о собственности. Обычно дети начинают понимать пагубные последствия воровства в возрасте пяти-семи лет. Как только они поймут, что воровство нарушает чьи-то права и может привести к серьезным правовым действиям против них, они смотрят на это уже серьезнее. Одно определенно: дети любого возраста должны уяснить, что брать что-либо без разрешения нельзя, это может иметь серьезные последствия.
Подробнее...